Новости

Биржа контента

История создания первых образов Иисуса Христа и сложение современного написания иконы

История создания первых образов Иисуса Христа и сложение современного написания иконы

Иконография иконы «Господь Вседежитель»

Господь Вседержитель — древнейший и важнейший образ в иконографии Иисуса Христа. В этом лике — божественная вечность, величие тайны воплощённого Спасителя, любовь Господа к человеку и невыразимая скорбь о его грехах.

История создания первых образов Иисуса Христа и сложение современного написания иконы

О Боге как о Вседержителе говорится ещё в Священном Писании. К Вседержителю, как к всемогущему Господу обращается один из ветхозаветных старцев: «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак. 6:2). Имя «Вседержитель» указывает на могущество Бога. Греческий синоним этого слова, «Пантократор», означает «всевластный, всесильный». Таким образом, Пантократор — это Всесильный Господь, Который держит в Своих руках всю созданную Им Вселенную.
Когда была создана первая икона Христа Вседержителя? Каким был представлен на ней Господь? Точные ответы на эти вопросы навсегда скрыты от нас в далёком прошлом. Уже около 180 г. святой Ириней Лионский, лично знавший учеников апостолов, писал, что «плотский образ Иисуса неизвестен». По всей видимости, для людей, которые были рядом со Спасителем, Его вид не был примечателен, чтобы люди не удивлялись Его необычному виду, а, прежде всего, внимали Его учению и совершаемым Им чудесам. Вместе с тем, в IV в. блаженный Иероним рассуждал, что если бы Христос не имел во взоре и лице «чего-то небесного», то апостолы никогда не последовали за Ним.

Среди наиболее ранних сохранившихся памятников скульптуры, росписей катакомб и подземных храмов популярными были образы Спасителя в виде Доброго Пастыря — молодого человека в простой пастушьей одежде, несущего на плечах овцу. Такая иконография была известна античному искусству, однако приобрела новое значение по причине следующей притчи Спасителя: «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 14). Христос-Пастырь в окружении овец, которые символизируют последовавших Его учению людей, паству, представлен в мозаиках V-VI вв. Наряду с этими изображениями, распространены были и образы Иисуса Христа в виде агнца, ягненка, что указывало на Его кротость, покорность. В катакомбах также найдены наиболее ранние сохранившиеся примеры изображения благословляющего Иисуса Христа с Евангелием в руках.

Сложившаяся в Византии иконография Пантократора станет известна на Руси сразу же после принятия христианства. Всемогущий Господь обращается к молящемуся: он благословляет правой рукой, а в левой держит книгу, символ Благой Вести. Значение надписи на книге, которую держит Вседержитель со временем возрастает. Если раньше это была книга-символ в богато украшенном окладе, то в XII в. в византийских памятниках Спаситель держит книгу распахнутую, с цитатой из Евангелия.

В XII-XIV вв. эпитет «Вседержитель» встречается не только на поясных изображениях Христа, но и на иконах, где Спаситель восседает на престоле. Они запечатлевают Господа во Славе и одновременно свидетельствуют о Нём как о Судие, Который будет вершить человеческие судьбы в последний день. На Руси образ Вседержителя, восседающего на троне, получит название «Спас на престоле». Такие иконы будут чрезвычайно распространены в XVI-XVII вв. в качестве центрального образа деисусного ряда иконостаса.

В монументальной живописи образ Вседержителя неизменно занимал пространство центрального купола. В храмовых росписях XVII в. Вседержитель часто представлен с открытым Евангелием. Художники сильно увеличивают размер книги, используют крупный шрифт для букв, но текст практически невозможно прочитать. Получалось так, что каждый христианин мог домыслить, с какими именно словами к нему обращается Господь.

Среди отличительных черт памятников этого времени следует назвать изменение благословляющего жеста Спасителя. В древних памятниках это было преимущественно двуперстие (два прямых пальца, поднятых вверх), символизировавшее две природы в Богочеловеке. Во второй половине XVII в. оно вытесняется более сложным жестом, при котором большой и безымянный пальцы соединены, мизинец выпрямлен, а указательный и средний пальцы перекрещены. Такое перстосложение называлось именословным, так как в нем визуально воспроизводились очертания первых букв имени Иисуса Христа — «IC XC».

В XVIII столетии в иконографии Вседержителя закрепляется новшество, появившееся под влиянием западноевропейского искусства. В руках Христа вместо Евангелия начинают изображать особый символ власти — державу, иногда вместе со скипетром. Исторически держава, представлявшая собою украшенный шар, была знаком отличия правителей Римской империи, символизировавшим мир и власть над ним. Держава, увенчанная крестом, была одним из главнейших символов власти византийских императоров, а в конце XVI в. она вошла в состав царских регалий русских государей. Для тех икон, где Господь представлен с державой в руке, эпитет «Вседержитель» в буквальном смысле приобретает значение «Держащий весь мир».

Образ Христа был широко распространен и в произведениях средневекового декоративно-прикладного искусства. Мастера, работавшие в самых различных техниках, использовали те же иконографические схемы, что и иконописцы. Поясные и ростовые изображения благословляющего Спасителя присутствуют как на предметах, бытовавших в церковном обиходе, так и на предметах личного пользования.

Comments are closed.

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

ваша реклама

Биржа копирайтинга



Яндекс цитирования